Фрагменты
отчета Владимира Лысенко о водном путешествии
шестой категории сложности по р.р.Гаумыш, Джиалису,
Ходжаачкан, Сох ( Памиро-Алай ) в июле 1988 года
Фрагменты отчета
Владимира Лысенко о водном
путешествии шестой категории
сложности по р.р.Гаумыш,
Джиалису, Ходжаачкан, Сох (Памиро-Алай)
в июле 1988 года
Предлагаемый водный маршрут 6
категории сложности начинается
на Алайском хребте и проходит по
территории Киргизии и
Узбекистана. Общая длина
маршрута около 210 км , водной
части – 173 км (до кишлака
Газнов) или 180 км (до 1-го
Головного Бургандийского
гидроузла).
Пешая заброска на маршрут
осуществляется из Хайдаркена
через перевал Гаумыш Восточный
(1А, 4075м). Сплав начинается на
высоте 3700м сразу после спуска
с перевала. На 30 км длины
Гаумыш теряет 1036м высоты, т.е.
средний уклон Гаумыша 35 м/км.
Средний уклон Джиалису (на
последних 6 км ) – около 30м/км,
Ходжаачкана – 21 м/км, Соха (на
участке до г.Сох) – 13 м/км.
Средний уклон маршрута до города
Сох - 21 м/км (на 134 километрах
пути теряется 2780м высоты).
Расход воды в р.Сох у г.Сох во
время нашего путешествия (в
июле) составлял 150 м 3 /сек.
Цвет воды в июле был тёмно-серым
(вода несла частицы грунта).
Сплав по Гаумышу начинается с
порога-шиверы 4-5 категории
сложности с очень узкими
проходами (мало воды). Затем
идёт каньон "Завальный" 5-6
к.с., где несколько каменных
завалов-непроходов. Следующий
каньон 6 к.с. также имеет
30-метровый непроход. Затем
следуют порог 5 к.с. и каньон 6
к.с. длиной больше 1 км , в
котором множество обливных
камней, "бочек", мощная струя (а
в начале каньона – много больших
камней). Следующий струйный
порог 6 к.с. заканчивается
абсолютным непроходом - большие
камни полностью перегородили
реку. В пороге много обливных
камней, "бочек", большая
скорость течения. Далее следует
суперпорог 7 к.с. (так мы
оценили препятствия особой
сложности, непроходимые на
обычных катамаранах, но
теоретически имеющих возможность
быть пройденными на особо
устойчивых и очень маневренных
судах при отличной работе
экипажей), заканчивающийся
непроходом. Затем идёт порог 6
к.с., в котором много больших
камней, мощная струя, есть
непроходы. И, наконец, следует
самое опасное препятствие
Гаумыша - трёхкилометровый
Нижний каньон 7 к.с. с огромным
уклоном (около 50 м/км),
водопадами (до 5м высотой),
валами и "бочками" высотой 3м и
скоростью реки 25-30 км/час.
Заканчивается каньон
непроходимым участком. Нижний
каньон Гаумыша мы не проходили.
Далее следует порог 6 к.с.
длиной около 1 км , который
постепенно переходит в порог 5
к.с. Им и заканчивается сплав по
Гаумышу.
Далее следует пешая заброска
вдоль р.Джиалису на 6 км (или
более), и сплав продолжается уже
по Джиалису. Сначала идёт порог
5 к.с., затем струйный порог 4-5
к.с. длиной почти 1 км (здесь
отличное место на берегу для
стоянки и есть стройматериал для
судов). После этого река входит
в двухкилометровый Нижний каньон
Джиалису 7 к.с., в котором в
изобилии большие камни, мощные
сливы, "бочки", водопады. Вода –
"бешеная", есть непроходы. Этот
каньон мы также не проходили.
После Нижнего каньона следует
порог 5 к.с. длиной почти 2 км ,
и сплав по Джиалису завершается.
Гаумыш и Джиалису, сливаясь,
образуют новую реку – Ходжаачкан.
Сплав по ней начинается с
преодоления шивер 4 к.с., затем
следует порог Долматова 5-6 к.с.
с отдельными мощными сливами.
После кишлака Ходжаачкан (на
левом берегу) идёт порог 5-6
к.с. с мощными сливами, валом и
прижимами. А затем следует почти
десятикилометровый Большой
(Выходной) каньон Ходжаачкана,
первая половина которого,
оцениваемая нами 7 к.с.,
представляет собой непрерывное
чередование 2-3метровых валов,
сливов и "бочек". Вода
"клокочет", скорость реки около
25 км/час. Обнос каркасов судов
и гондол осуществляется по
хорошей тропе, которая после
кишлака Чакуш идёт рядом с
рекой. В середине каньона река
несколько успокаивается, следует
участок 5-6 к.с. Затем идут
пороги 6 к.с. и выходная часть
каньона 5-6 к.с. (здесь основная
сложность для сплава – большая
скорость реки). Сплав по
Ходжаачкану заканчивается.
Реки Ходжаачкан, Арча-Баши и
Ак-Терек образуют реку Сох. В
отличие от сплава по Гаумышу,
Джиалису и Ходжаачкану (нам
известна лишь одна неудачная
попытка пермяков в 1983г.
сплавиться по Ходжаачкану),
сплав по Соху до нас уже был
осуществлён, как минимум, двумя
группами. Поэтому описание Соха
дадим лишь вкратце. Ниже кишлака
Зардалы идёт Верхний каньон Соха
6 к.с. с двумя непроходами.
Затем – вплоть до конца кишлака
Аугул – идёт шивера-порог 5-6
к.с. (основная сложность для
сплава – большая скорость реки).
А от фермы Зарделик и до конца
кишлака Кштут река
протискивается через систему из
5 щелей (с примерно километровым
интервалом между ними) шириной
от 1 до 3м. Щели 1, 2 и 5
непроходимы для всех судов, а
щели 3 и 4 – для больших. Ниже
щели 5 вплоть до г.Сох идёт
набор препятствий 5 и 6 к.с. (в
т.ч. щель 6 и порог "Баткенский
мост", которые для больших судов
непреодолимы). После г.Сох река
разбивается на протоки, и
последние препятствия (4-5 к.с.)
встречаются перед кишлаком
Умбара – в месте, где строится
плотина будущего водохранилища.
Далее река спокойна.
Сплав можно закончить или в
кишлаке Газнов, или в совхозе "Бурганди"
непосредственно перед 1-ым
Головным Бургандийским
гидроузлом, откуда вода Соха уже
течёт по трём каналам.
Что же касается непройденных
нами трёх каньонов Гаумыша,
Джиалису и Ходжаачкана, то
предлагаемый маршрут с
прохождением этих каньонов
(возможным лишь на
сверхустойчивых и очень
маневренных судах при отличной
работе экипажей) был бы, без
всякого сомнения, сложнейшим
водным маршрутом СССР.
0 – порог-шивера IV - V к.с.
с очень узкими проходами (мало
воды), /≈ 2 км.
1 – каньон "Завальный" V - VI
к.с., /≈ 2 км. Много каменных
завалов-непроходов, мало воды.
На берегах – арча. Первая часть
каньона ( /≈ 0,5 км) –
практически непроход, лишь во
второй половине можно
"проскрестись". Стены – из
мягких пород. Во 2-ой части ( /≈
300 м) есть ряд мощных
2-3метровых водопадов, но они
замыкаются на непроходах, т.е.
чалка должна быть
принудительная, страховка –
супернадёжная. Затем 0,5 км
тихой воды. Часть 3 ( /≈ 0,3
км): вход – непроход; затем
середина IV к.с.; непроходы;
выход – спокойный. На выходе на
берегу – летовка.
2 – каньон "Простой" III - IV
к.с., /≈ 0,5 км. Расположен
через 0,8 км после каньона 1. В
конце каньона 2 бревно-мостик (в
3 части каньона 1 также можно
перейти реку по мостику).
3 – цепь шивер III-IV к.с.,
/≈ 1,5 км.
4 – цепь шивер III -I V к.с.,
/≈ 1 км. После препятствия 4 –
широкая галечная пойма.
5 – шивера III -I V к.с., /≈
300 м. Через 400м – порог 6.
6 – порог VI к.с. с
30метровым непроходом, /≈ 2 км.
Берег – отвесный (конгломератный
и осыпной). В конце порога река
дважды делает зигзаг. Характер
препятствий – в основном,
струйный. Много полуобливных
камней и "бочек". Порог 6
переходит в:
7 – порог V к.с., /≈ 1,5 км.
8 – шивера I V к.с., /≈ 1,5
км.
После неё – галечная равнина
около 2 км до следующего
каньона, много проток.
9 – порог "Залом" I V к.с.,
/≈ 150 м. Из-за залома
непроходим, в нём завалы, бурно
переходит в каньон 10.
10 – каньон VI к.с., /≈ 1,5
км. Мощная струя, множество
обливных камней, "бочек". В
начале каньона – много больших
камней.
Между препятствиями 10 и 11 –
1 км спокойно.
11 – порог I V к.с., /≈ 100
м, есть завал.
Между 11 и 12 – низкий мост
(слева – перевал Кызылбель, 1Б).
12 – струйный порог VI к.с.,
заканчивается 100% непроходом –
камни перегородили реку. Большая
скорость воды. Много обливных
камней, "бочек".
13 – суперпорог VII к.с. с
огромным падением воды (огромный
уклон), много больших камней,
мощная струя, /≈ 200 м. Ориентир
слева - скала "Спящий бобик"
(10м х 3м). Уклон ≈ 10м/100м,
т.е. порядка сотни метров на 1
км . В одном месте русло почти
перекрыто. Система водопадов.
Между 13 и 14 - 300м
препятствия III к.с.
14 - порог VI к.с., /≈ 0,5
км, много больших камней. Мощная
струя. Два места проблематичны с
точки зрения прохождения.
15 - порог V - VI к.с.,
начинается на резком S -образном
повороте (между 14 и 15 - около
200м). Порог струйный, мощный
вал, мощные сливы. В пороге
двойной S-поворот, /≈ 300 м.
Порог 15 заканчивается
водопадом-водосливом 16 (косым -
падение к левому берегу).
16 - водопад-водослив
"Ледниковый" VI к.с., разделён
на несколько ступеней. Очень
большой уклон. После 16 сразу
суперпорог 17.
17 - суперпорог VII к.с., /≈
0,5 км. Огромный уклон. Много
больших камней, есть непроходы.
18 - порог VI к.с., струйный,
/≈ 300 м.
19 - суперпорог VII к.с., /≈
0,5 км. Огромное падение воды,
большие камни. Заканчивается
серией косых 3-5метровых
водопадов 20.
21 - порог VI супер к.с.
(проходится на пределе
возможностей хорошего плота), /≈
1 км, похож на 19.
22 - система водопадов 5-10м,
непроход, /≈ 200 м.
23 - порог VI к.с., /≈ 1 км,
постепенно переходит в V к.с.
Камни, мощные сливы, большой
напор воды. В конце его - мостик
и горячий источник. После
мостика - порог 24, IV - V к.с.,
струйный (главным образом), /≈
0,5 км.
25 - порог IV - V к.с.,
струйный, /≈ 1,5 км. Здесь тропа
спустилась к реке. Отличное
место для стоянки - арчевый и
прочий лес. Мост. На левом
берегу - разрушенные домики из
камня, много материала для
строительства судов.
26 - порог VI супер к.с., /≈
0,5 км, заканчивается непроходом
(река перегорожена камнями). Ряд
водопадных сливов, "бешеная"
вода.
27 - порог VI супер к.с.,
большие камни, большой напор
воды. Мощные "бочки", сливы,
водопады.
28 - порог VI к.с., главным
образом - струйный, мощная вода.
29 - пороги VI супер к.с. в
глухом каньоне, не менее двух
порогов VII к.с., /≈ 0,5 км.
32 - порог V - VI к.с., /≈ 2
км, много камней (огромных глыб)
в русле, отдельные мощные сливы.
На левом берегу - памятник
Долматову (Пермь, погиб 7
сентября 1983г.).
33 - струйный порог IV - V
к.с., /≈ 200 м (в 1 км от
р.Голид), большой вал.
34 - струйный порог IV к.с.,
/≈ 300 м.
35-37 - "Выходной" каньон
Ходжаачкана. Перед ним - порог V
- VI к.с., мощные сливы, вал,
прижимы. В начале каньона -
порог "Вход в каньон" V к.с.,
вал.
35 - цепь порогов VI - VI
супер - VII к.с., /≈ 3 км, v ≈
25 км/час, вал 3м, сливы 3м,
вода "клокочет".
36 - пороги V к.с., /≈ 1,5
км, большая скорость реки,
зелёные лужайки на берегах.
37 - выходная часть каньона,
ряд порогов VI - VI супер к.с.,
большие камни, щели-проходы,
большая скорость течения.
Мост в районе к.Кульп - здесь
тропа переходит на правый берег
и раздваивается: одна идёт в
к.Чакуш, вторая - вдоль каньона
вниз по течению.
38 - "Верхний" каньон Соха,
VI - VI супер к.с. В нём ряд
препятствий, в т.ч. 38а-38в.
38а - VI к.с., 1-ая и 2-ая
ступени - вал до 3м, сливы до
3м. После 2-ой ступени 300м
спокойно, но нужно пристать в
улово (хорошее) у левого берега,
т.к. через 300м - непроход
(ступень 3).
38б - VI усл к.с.,
заканчивается непроходом (там же
мост).
Затем - 1 км спокойно ( IV
к.с.).
38в - VI усл к.с.,
заканчивается непроходом. Потом
справа впадает крупный ручей.
Далее – вплоть до конца
кишлака Аугул – в глубоком
ущелье-каньоне идёт шивера-порог
V - VI к.с. (основная сложность
для сплава – большая скорость
реки). Одно из опасных мест -
большой камень в русле за
мостиком в к.Аугул.
Отсюда - Узбекистан.
Через 3 км после щели 5
(начиная с препятствия 40)
вплоть до г.Сох идёт набор
препятствий V и VI к.с. (в т.ч.
щель 6 и порог "Баткенский
мост", которые для больших судов
непреодолимы).
40 - порог V к.с., /≈ 1 км.
Через 1 км:
41 - щель 6 - VI к.с. для
малых судов ( s ≈ 3м), для
больших - непроход.
42 - порог V к.с., гряда
камней.
43 - каньон V к.с. (через ≈ 3
км после 42).
Ещё через ≈ 3 км:
44 - каньон VI к.с. - у
к.Таян.
Далее, через 0,5 км:
45 - каньон V к.с., /≈ 0,5
км.
Ещё через 0,5 км:
46 - каньон V к.с., /≈ 1 км.
47 - каньон VI к.с., на
выходе камень перегораживает
реку - проход ( s ≈ 3м) справа.
Через 1 км:
48 - два порога V и V - VI
к.с. (второй - "Трубопровод", s
≈ 3м).
49 - порог "Баткенский мост"
V - VI к.с. (только для малых
судов, т.к. s ≈ 2м) или непроход
(для больших), мощный слив.
50 - порог V к.с. (через 100м
после моста), в русле камни.
51 - порог V к.с. (через 1 км
после преп.50), v ≈ 15 км/час.
Рядом - г.Сох.
Далее река Сох делится на
множество проток и в таком виде
течёт на протяжении 10 км .
52 - преп. IV - V к.с. в
месте строительства плотины
водохранилища (поднимет воду на
h =84м). Здесь долина резко
сужается, на левом берегу -
скалы.
Через 0,5 км:
53 - преп. IV - V к.с. перед
к.Умбара. На правом берегу -
чистое озеро.
Далее остаётся около 26 км до
Газнова (или 33 км до 1-го
Головного Бургандийского
гидроузла), река спокойна.
В месте попадания в канал -
преп.54 VI супер к.с.: вал и
"бочки" выше 3м, вода бурлит, но
из-за низкого мостика (низкой
высоты проёма гидроузла) h ≈
0,5м - непроход.
Через 20 км центральный канал
снова разделяется на несколько
каналов - здесь (в Сарыкургане)
находится 2-ой Головной
гидроузел. Сох как река
прекращает своё существование.
2. В целом пройден очень
интересный маршрут по рекам
Гаумыш, Джиалису, Ходжаачкан и
Сох (средний уклон маршрута до
города Сох - 21 м/км (на 134
километрах пути теряется 2780м
высоты)). Прошли пороги до
стандартной VI к.с.
включительно, пороги VI супер и
VII к.с. не проходили.
3. Что же касается
непройденных нами трёх каньонов
Гаумыша, Джиалису и Ходжаачкана,
то предлагаемый маршрут с
прохождением этих каньонов
(возможным лишь на
сверхустойчивых и очень
манёвренных судах при отличной
работе экипажей) был бы, без
всякого сомнения, сложнейшим
водным маршрутом СССР.
Комментарий автора в
2001г.: Препятствия,
оцененные нами как VII к.с.
соответствуют 6 к.с. современной
европейской классификации, VI
супер - 5 ++. Идти нужно летом,
в большую воду, и маршрут будет
не менее опасен, чем Брахмапутра
или ущелье Ронду на Инде.
Впрочем, желающим идти в
суперсложное ущелье Ронду на
Инде или на Брахмапутру я бы
рекомендовал сначала пройти
маршрут по Гаумышу (начиная,
скажем, с препятствия 10, или
Джиалису), Ходжаачкану и Соху
летом. Это в три раза дешевле
маршрута по Инду и в тридцать
раз дешевле маршрута по
Брахмапутре, а острых ощущений,
удовольствия, самоутверждения и
удовлетворения от прохождения
получите не меньше.