Публикукется по электронной версии, предоставленной
издателем
Анарбаев А.А. (Самарканд)
Средневековая Фергана на перекрестке
трансконтинентальной дороги
1. В истории цивилизации Ферганы большую роль
играли ее южные и юго-западные связи с древнеземледельческими регионами, в
первую очередь с Согдом, Тохаристаном, а через них – с Индией, Ираном и
ближневосточными странами. Особое место занимают постоянные контакты с
северными и северо-западными странами. И, конечно, ферганцы были в тесном
контакте с народами Восточного Туркестана через перевалы Ферганского
хребта. Все это способствовало существованию в Фергане культуры, в которой
как бы «сплавились» культуры земледельцев и скотоводов. При этом, Фергана
являлась, своего рода, ретранслятором этих связей в мир кочевников
(Горбунова Н.Г.).
2. Археологические материалы хорошо
информируют о том, что в основе высокого экономического, социального и
культурного развития Средней Азии в IX-XII вв. лежит богатое наследие
предарабского периода. Начиная с VI в. н.э., на территории Средней Азии
устанавливается политическая стабильность. Это, в свою очередь,
способствует экономическому и культурному развитию.
В это время
открывается новая трасса Великого Шелкового пути, которая проходила через
Кашгар, южнее оз. Иссык-Куль, по долине Таласа (Лубо-Лесниченко Е.И.). Но
древний путь, проходившей через Фергану, не терял своего прежнего значения
(АнарбаевА.А.). Накануне арабского нашествия в областях Согда, Уструшаны,
Чача и Ферганы существовало несколько независимых государств. Политическая
власть там принадлежала, в основном, представителям тюркских народов, но
экономическая и культурная жизнь была организована на основе равенства и
сотрудничества народов, говорящих на разных языках и принадлежащих к
разным религиям.
Согдийские купцы в VI – начале VIII вв. торговали
по Великому Шелковому пути – от Японии на востоке до Средиземного моря –
на западе и до Вьетнама и Цейлона – на юге. В целом, согдийцы с помощью
тюркской власти, в конце концов, стали лидерами на Великом Шелковом пути.
3. В течение VIII века в Средней Азии, в основном,
укрепилась власть арабского халифата и распространилась исламская религия.
Политическую стабильность в жизни народов Средней Азии обеспечило
образование централизованного Саманидского
государства.
Экономический и культурный подъем способствовали
улучшению жизни ферганцев. Это состояние не изменилось с образованием в
конце X в. государства Караханидов.
4. Арабские географы IX
в.-нач. X в. писали о торговых путях Средней Азии. Например, Ибн Хордадбех
в IX в., описывая Трансконтинентальную дорогу, которая проходила через
Фергану, упоминает следующие города: Худжанд (Ходжент), Баб (Пап), Фергана
(Ахсикент), Куба (Кува), Уш (Ош), Узканд (Узген), Атбаш. Последующие
арабские авторы – ал-Мукаддаси, Истахри и Ибн Хаукаль – писали о торговом
пути, который соединял Восток с Западом. В это время торговые караваны,
идущие из Индии, Ирана и стран Ближнего Востока через Самарканд, попадали
в Ходжент. И оттуда дальше на Восток дорога шла по двум направлениям. Одна
шла из Ходжента через Канибадам, Сох, Риштан, Маргелан, Куву, Ош, Узгенд,
Атбаш, перевал Терекдаван и направлялась в сторону Китая; по второй дороге
из Ходжента можно было попасть в Ахсикент. И оттуда дорога шла по двум
направлениям: одна через Миан-Рудан («междуречье») шла в Узгенд, другая из
Ахсикента направлялась на юг и в Куве соединялась с южной дорогой. Из
Ходжента в столичный город Ахсикент можно было попасть еще через
Коканд.
5. В XI-XII вв. на караванных путях, которые
проходили через Ферганскую долину, происходят некоторые изменения.
Например, в связи с развитием горнорудной промышленности в
Сох-Хайдарканском регионе, южная ветвь Великого Шелкового пути, которая
проходила через Ходжент-Риштан, Маргелан, Куву, Ош, Узгенд, с XI в. шла
через Сох, Хайдаркан, Охна, Кадамжай, Водил и в Маргелане объединилась с
северной дорогой, шла в Маргелан, а не в Куву. Что касается другого пути,
который проходил через Миан-Рудан, то он продолжал
функционировать.
6. По этим путям китайский шелк, бронзовые
изделия, женская косметика, лак поступали в районы Средней Азии и
юго-западные страны. А оттуда в Китай везли стеклянные изделия,
сухофрукты, хлопок, лошадей и различные диковинные
вещи.